Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Все помещения дошкольного учреждения эстетически оформлены, санитарное состояние соответствует требованиям.
Во всех возрастных группах созданы условия для эмоционального благополучия воспитанников, развития их самостоятельности, физического развития, познавательной активности. Подбор игрового материала целесообразен и соответствует возрастным особенностям детей. В группах оформлены различные игровые зоны, к которым воспитанники имеют свободный доступ. Внешний вид мебели и игровых зон эстетически оформлен, высота мебели соответствует возрастной группе. Для проведения организованной образовательной деятельности имеются отдельные помещения, оснащенные всеми необходимыми материалами: освещение, парты, стулья, доска, дидактические и наглядные пособия и т.д.
Деловая документация педагогов в наличии и соответствует нормативным требованиям, номенклатуре дел, требованиям ФОП.
Расписание организованной образовательной деятельности ежегодно составляется к началу учебного года и утверждается администрацией ДОУ.
При организации воспитательно-образовательного процесса педагоги обеспечивают единство воспитательных, развивающих и образовательных задач в соответствии с требованиями ФОП ДО.
Для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ функционируют следующие кабинеты:
- Кабинет руководителя ДОУ;
- Методический кабинет;
- Музыкальный зал;
- Физкультурный зал;
- Кабинет педагога-психолога;
- Медицинский кабинет;
- Кабинет логопеда (в трех разных возрастных группах).
В МБДОУ имеется доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. В наличии имеются: компьютерное оборудование, принтеры, телевизор, музыкальный центр.
С целью полноценного жизнеобеспечения воспитанников ведется систематическая работа по пополнению материально-технического обеспечения ДОУ, благоустройству развивающей предметно-пространственной среды и территории детского учреждения.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость
Материально-технические условия пребывания детей обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, способствуют всестороннему развитию воспитанников с учетом особенностей каждого возрастного этапа и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Развивающая среда групп, кабинетов соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным организациям и реализуемым образовательным программам. Пространство групповых организовано в виде центров детской активности, оснащенных развивающим материалом. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей.
Материально-техническая база ДОУ
Состояние материально–технической базы ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 367 Г.О.ДОНЕЦК" ДНР соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального уровня развития детей. ГКДОУ № 367 расположен на территории Ленинского района г. Донецка по адресу: ул. Буковинская, дом 4, введен в эксплуатацию 1984 г.
Строение двухэтажное, кирпичное, имеет центральное отопление, централизованное водоснабжение. Общая площадь –2409,53 м2. Учебная – 714,07 м2. Учебно-вспомогательная – 1648.36 м2. Подсобная – 47,1 м2. Общая территория детского сада занимает 8662,2 м2.
Проектная мощность 210, реальная наполняемость (списочный состав) 245 детей.
В дошкольном учреждении функционирует 11 групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, из них – 8 групп общеразвивающей направленности, 3 группы компенсирующего типа для детей с нарушениями речи.
В них находятся: групповые помещения, в которых дети занимаются, играют и принимают пищу, спальные помещения, комнаты для приёма детей (раздевалки), комнаты для умывания, туалетные комнаты, комнаты для мытья посуды.
Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной детской мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (малый спортивный уголок). Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.), информационные стенды по работе с родителями.
Режим работы ГКДОУ с 7:00 до 19:00 при пятидневной рабочей неделе.
В детском саду функционируют спортивный и музыкальный залы, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов, медицинский кабинет, изолятор, и ряд служебных помещений.
Территория детского сада полностью ограждена забором. Участок озеленён, покрытие проезжей части и тротуаров асфальтовое. Для каждой группы выделен участок для прогулок, теневой павильон, цветники и огороды. Игровые участки благоустроены игровым оборудованием, способствующим развитию двигательной активности.
Коллектив дошкольного учреждения и администрация прилагают максимум усилий для укрепления материально-технической базы, создания необходимых условий для воспитательно-образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда организуется с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников, а также на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам ГОС ДО.
ПРС организована в соответствии с ГОС дошкольного образования, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Компоненты развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям.
Развивающая предметно-пространственная среда групп учитывает возрастные, гендерные и индивидуальные особенности и потребности воспитанников и обеспечена как общим, так и специфичным материалом.
Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры МБДОУ, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Традиционно в группах оснащены следующие центры деятельности:
- игровой центр (с учетом гендерной специфики);
- речевой центр;
- центр познавательной и исследовательской деятельности;
- литературный центр;
- уголок безопасности;
- центр науки и природы;
- сенсомоторный центр;
- центр изобразительной и творческой деятельности;
- уголок семьи;
- уголок трудовой деятельности;
- центр музыкальных игр;
- центр театрализации;
- центр патриотического воспитания;
- физкультурный уголок.
Все базисные компоненты предметно-развивающей среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Для укрепления психического и физического здоровья детей в ДОУ созданы комфортные условия. Предметно-развивающая среда ДОУ обеспечивает условия для развития, воспитания и обучения ребёнка, участвует в становлении личности и творческого потенциала дошкольника.
Для реализации и интеграции образовательных областей в ДОУ имеются и другие кабинеты и помещения:
Музыкальный зал – оборудован фортепиано, звуковоспроизводящим оборудованием, детскими музыкальными инструментами, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми, для театрализованной деятельности в наличии различные реквизиты, костюмы, декорации), то есть, созданы условия для художественно-эстетического развития детей, для развития театрализованной деятельности, музыкальной, конструктивной.
Спортивный зал – оснащен крупными модулями, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием. Для создания эмоционального настроя в зале есть фортепиано, магнитофон).
Методический кабинет – в нем собраны: наглядный материал, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. В методическом кабинете имеется достаточное количество учебно-методической и художественной литературы, которая ежегодно пополняется. В каждой группе, кабинете специалистов имеется дополнительная специальная литература.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ.
Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками обеспечены следующими средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.),
- музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной
- деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Условия охраны здоровья обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия является приоритетной задачей Учреждения. Созданы условия для безопасной жизнедеятельности детей в здании. Имеются все виды благоустройства, хорошие бытовые условия в группах и специализированных помещениях. В детском саду созданы санитарно-гигиенические условия, рациональная организация режима дня и образовательного процесса, условия для обеспечения достаточной двигательной активности детей, рационального питания, профилактики заболеваний.
Медицинский блок включает медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор. Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским оборудованием в соответствии с СанПиН, имеется необходимый минимум медикаментов, имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Центральное место в системе работы Учреждения отведено физкультурно-оздоровительной работе, которую проводит инструктор по физической культуре. Организационными формами работы являются: учебная работа (разные виды занятий по физической культуре); физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; оздоровительные мероприятия (физический досуг, физкультурные праздники; спортивные эстафеты и др.); самостоятельная двигательная деятельность детей. Рациональное сочетание разных видов двигательной активности воспитанников: ООД на формирование двигательных умений и навыков в физкультурном зале и на свежем воздухе, утренняя гимнастика с использованием речевого материала и оборудования, физкультурные досуги (физкультминутки, разминки, развлечения, спортивные праздники, дни здоровья), гимнастика после сна, создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного развития и укрепления здоровья детей.
Оздоровительная работа направлена на: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие; охрану здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Педагоги используют методы направленые на: обеспечение принципа осознанности при обучении движениям; развитие у ребёнка ответственного отношения к собственному здоровью; формирование приёмов сохранения и укрепления своего здоровья; активизацию знаний, полученных на образовательной деятельности, упражнениях в самостоятельной деятельности; поддерживание возникновения у детей в процессе физической активности положительных эмоций. Для профилактики простудных заболеваний реализуются разные виды закаливания: воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по полу, а летом – по земле, мытье рук до локтей.
Таким образом, выделяются разные уровни физического развития воспитанников, распределяются по группам здоровья, определяется правильный подбор мебели по росту воспитанников в соответствии с нормами и требованиями СанПиН. Большую работу по профилактике заболеваний проводят воспитатели ДОУ.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми; консультации родителей.
Для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми; консультации родителей.
Наличие оборудованных библиотек
В ГКДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях и включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература) и книги для воспитанников (сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей).
Наличие оборудованных объектов спорта
Для проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 367 Г.О.ДОНЕЦК" ДНР для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности обучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
1. учет возрастных и психологических особенностей детей;
2. гармоничное использование разнообразных средств обучения:
- традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- особенностей личности педагога, его квалификации.
Помещения для организации различных видов деятельности детей
Групповые помещения: Для организации воспитательно-образовательной, развивающей работы с детьми и родителями.
Музыкальный зал: Для проведения музыкальных занятий, праздников, развлечений, индивидуальной работы с детьми, воспитателями и родителями.
Физкультурный зал: Для проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, развлечений и праздников.
Кабинет педагога-психолога: Для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми; консультации родителей.
Кабинеты учителей-логопедов: Для организации индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми; консультации родителей.
Помещения для обеспечения работы детского сада:
Кабинет заведующего: Для организации работы с сотрудниками и родителями:
- консультирование сотрудников и родителей воспитанников ГКДОУ;
- собеседования;
- подписание договоров с родителями, поставщиками, подрядчиками;
- подготовка и утверждение локальных актов ГКДОУ, работа с документами, изучение нормативно-правовых актов и др;
- различные виды инструктажей.
Методический кабинет: Для организации методической работы:
- осуществление методической помощи педагогам;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- аттестация педагогов;
- медико-педагогические совещания (педагогические советы, консультации, семинары, круглые столы);
- библиотека для педагогов.
Медицинский кабинет: Для организации медицинского обслуживания:
- лечебно-оздоровительная, просветительская, оздоровительная, консультативно-просветительская работа;
- осмотр детей, антропометрия;
- мероприятия по закаливанию;
- организация и проведение текущей дезинфекции;
- доврачебная помощь детям в случае острого заболевания или травмы;
- контроль за санитарно-гигиеническим режимом.
Коридоры и холлы: Информационно-просветительская работа с сотрудниками ГКДОУ и родителями:
- информационные стенды для родителей,
- информационные стенды для сотрудников по ГО, ЧС, охране труда и здоровья;
- объявления;
- выставка детских работ.
Административно-хозяйственные помещения:
Пищеблок, прачечная.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ГКДОУ создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества. Разработан и действует официальный сайт ГКДОУ, который имеет версию для слабовидящих. Информационно-техническая инфраструктура включает в себя оборудование: компьютеры, ноутбуки, принтеры, многофункциональные устройства, проектор, мультимедийный экран, портативная акустическая система.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Педагоги ГКДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке мультимедийных презентаций для занятий с детьми разных возрастов.